Священник ли о.Андрей Дудченко или наемник?
Ответ на провокационную статью
о.Андрея Дудченко о Почаевской Лавре.
21 сентября 2010 г. на сайте «Религия в Украине» появилась
публикация священника Андрея Дудченко «Куда дрейфует Почаев?».
Похвальна ли забота священника о спасении православных, о повышении
авторитета Почаевской обители, о его желании оградить паломников этого
святого места от соблазна? И послужит ли его статья поставленной им
цели?
Начинается публикация из каких-то непроверенных сообщений, которые
к тому же опроверг благочинный о. Герман. Но автор почему-то верит
сплетням больше, чем реальному ответу официального лица Почаевской
Лавры, и свои домыслы выносит на всеобщее обсуждение, сея соблазн среди
людей церковных и нецерковных.
Определяя три категории паломников, отец Андрей Дудченко почему-то
не видит в «недалеко ушедших от язычества» такой же процент прихожан
любого храма, которые заходят «свечи поставить» и «имеют Бога в душе».
Вторую категорию паломников автор статьи определил, как «зараженных
«диомидовским» духом борцов с ИНН, «масонским заговором»,
«антихристовыми печатями», «компьютером – зверем» - кликушами, которых
хватает, как в России так и в Украине». Наверное, отец Андрей Дудченко
к «кликушам» и «диомидовцам» относит и всемирно признанного
православного авторитета – духоносного старца Паисия Афонского, и
известного каждому чаду Русской Православной Церкви старца Кирилла
Павлова, и старца Рафаила Берестова, и в Боге почивших старцев Иеронима
Санаксарского, Христофора Тульского, Тавриона Батозского.
Братия Почаевской Лавры хранит заветы своих в Боге почивших
старцев, которые не считали возможным отмалчиваться о возникшей
проблеме. Известный многим прозорливец, в прошлом аскет-отшельник,
которому являлась Божья Матерь, схиархимандрит Феодосий, когда
наместник поставил перед братией на обсуждение вопрос об ИНН, ответил
истинно по-старчески: «Если и все примут ИНН, я не приму».
Другой в Боге почивший архимандрит Апеллий, который в советское
время четыре раза за веру был судим и три раза отсидел срок «за
нарушение паспортного режима» (не хотел покидать Лавру по приказу
властей), сказал, что «принявший ИНН – друг антихриста». Против ИНН
выступал схиархимандрит Викентий, и многие другие почаевские старцы
Лавры. Молодая почаевская братия более верят духоносным старцам, чем
самонадеянному отцу Андрею Дудченко. К тому же, во вторую категорию
борцов с «антихристовыми печатями» по классификации автора статьи
попадают и преподобные Лаврентий Черниговский, Кукша Одесский,
Амфилохий Почаевский.
Третью категорию почаевских паломников отец Андрей Дудченко
определил как «обычных верующих или еще невоцерковленных людей»,
которые в Лавре попадают в руки «горе-духовников». Приводится несколько
примеров людей, которым кажется, что их неправильно исповедуют лаврские
духовники. В числе их староста и кум отца Андрея Сыркина из Харькова. В
таком случае, если они воцерковленные люди, то должны уже иметь
постоянного духовника, который знает их грехи за всю жизнь, и не
перегружать лаврских священников. Следует отметить, что на плечи
почаевских духовников и так ложится непомерное бремя за считанные
минуты определить степени воцерковления и покаяния сотен людей, которых
они видят в первый раз. Пусть эти «старосты» и «кумы» и обиженные
исповедью женщины исповедываются и причащаются дома, а в Лавру
приезжают к Святыням.
Отец Андрей Дудченко высказывает возмущение по поводу епитимий,
налагаемых лаврскими духовниками. Епитимия – это не наказание, а
духовное лекарство, необходимое для врачевания души грешника. По
церковным правилам за смертные прегрешения полагается покаянный
молитвенный подвиг с евхаристическим отлучением на многие годы. Так,
например, за умышленное убийство ребенка во чреве, должна налагаться
епитимия на 10 лет; за блуд - на 7 лет; за прелюбодеяние - на 15 лет и
т.д. Но таких строгих епитимий почаевские духовники никогда не
накладывают. Их епитимии носят скорее духовно-воспитательный характер,
с целью привести человека к действенному покаянию и исправлению жизни.
А если согрешивший не принимает духовного врачевства и обижается на
духовника, то этим только свидетельствует, что в его сердце нет
истинного покаяния, а одно только самолюбие и саможаление.
Проблема исповеди, которая по мнению о. Андрея Дудченко,
концентрируется только в Почаевской Лавре и «длится уже 15 лет» и
«усугубляется», вовсе не почаевская. Бедные лаврские духовники
безропотно и молчаливо уже многие годы несут на своих плечах бремя не
только за себя, но и за многих приходских священников, которые, к
великому сожалению, часто впадают в крайний формализм.
Вся исповедь батюшек на приходе, как правило, сводится только к
одному вопросу «каетесь?», а то и вообще «исповедуют» по несколько
человек сразу, допуская до Причастия людей со смертными грехами, о
которых они даже не знают.
Чтобы не случилось подобного и в Лавре, почаевским духовникам
приходится спрашивать о грехах даже у тех, которые «регулярно
причащаются и живут церковной жизнью». А «жуткая листовка с
перечислением грехов» была составлена в результате того, с чем
столкнулись духовники на исповеди паломников Лавры, которые порой и
малейшего не знают. Их то и должны были научить приходские батюшки, и
то, что к последним прихожане часто не имеют доверия, не вина
почаевских священников.
Лаврские духовники молча и безропотно несут этот тяжелейший груз,
публично не клеймя никого и не навешивая приходским батюшкам никаких
ярлыков, поступая по братской любви. Духовники в Почаевской Лавре,
конечно, не изображают из себя прозорливцев и старцев, поэтому и
вынуждены спрашивать впервые видимых паломников на исповеди об их
грехах. А тайну исповеди они хранят, в отличие от оскорбленных
праведников, выносящих публично свои обиды. Большое же количество
паломников, которых в других местах «невозможно встретить в таком
количестве, как бывает в Почаеве в обычное воскресенье», и многие из
которых не в первый раз приезжают в Лавру, и то, что Почаев является
«одним из популярных мест паломничества в Украине» и всемирно известной
святыней, свидетельствует, что не все в ужасе от почаевских «горе –
духовников».
Христос учит, что если согрешит против тебя брат, скажи ему, если
не послушает, приведи двух-трех свидетелей, если их не послушает, скажи
церкви. Старец Паисий говорит, что «скажи церкви» - не значит «скажи
всему миру» или «всем православным», а «скажи епископу». Поэтому о.
Андрею Дудченко, если бы он действовал в Духе Святом, следовало бы
обратиться к наместнику Почаевской Лавры, а не к публичным
высказываниям пред всем миром. Старец Паисий говорил, что Бог покрывает
грехи, немощи и ошибки людей, поэтому обличающий публично других
действует не в Духе Святом. Уважаемому о. Андрею Дудченко, прежде чем
вешать ярлыки «младостарцев» на почаевских духовников, следует
внимательно посмотреть в зеркало, нет ли бревна в глазу.